Лол, все проблемы с компами решаются)

Громкое название, да? 🙂 На самом деле я хочу показать вам как думает компьютерщик, когда нужно решить компьютерную проблему. Например, как я разбираюсь с проблемами, думаете я всё знаю? Отнюдь! Я проработал шесть лет системным администратором, имея «на балансе» около 300 пользователей.

Каждый день мне задавали десятки вопросов по разным темам,причём там были и далеко не глупые люди, но почему они задавали вопросы МНЕ по поводу программного обеспечения, с которым работали каждый день ОНИ. Некоторые специализированные программы я видел в первый раз в жизни на их ноутбуках и помогал решать вопросы 🙂 А всё дело в логике и подходе к проблеме.

Думаем в сторону решения проблемы

Сталкиваясь с новой проблемой не нужно паниковать и кидаться во все стороны. Важно прикинуть:

  • что известно о проблеме?
  • почему она возникла?
  • что было до того как она возникла?
  • какие действия привели к возникновению проблемы?
  • можно ли «откатиться» до более раннего момента?

Что я делаю когда сталкиваюсь с неизвестной ошибкой? Как минимум, внимательно читаю сообщение об ошибке! Да-да-да! Многие скажут — это само собой разумеется, но на практике приходится в 80-90% слышать: «а у меня всё сломалось, тут написана какая-то ошибка» или типа: «а у меня вчера при загрузке компа ошибку написало, не подскажешь, что это может быть?»

Жесть! Я такое слышу очень часто, но на вопрос «а что же там написало?» я, честно говоря, уже не ожидаю ответа, даже не надеюсь. Ответ всегда одинаков: «я не знаю, не читала…». И что же люди хотят получить в ответ? Извините, но телепаты в отпуске! Та даже и телепаты не помогут, ведь он должен читать мысли, а мыслей…

Если сообщение на английском, то это тоже не беда, онлайн-переводчиков сейчас масса, тот же Google Translate. Во многих случаях достаточно просто слово в слово ввести текст ошибки в поисковик Яндекс или Google и попасть на один из сайтов, который поможет решить проблему, например на мой ресурс 🙂

Многие злятся, что для решения проблемы я прошу перегрузить компьютер. Но что делать, если этот способ помогает в 60% случаев! Компьютер, операционная система и программы какими бы точными ни были, они всё равно глючат, и делают это с завидной регулярностью! Другое дело когда после перезагрузки через некоторое время проблема повторяется. Тогда надо копать глубже. Конечно, некоторые проблемы лучше не решать без опыта.

Часто грешат на вирусы. В моей практике вирусы были проблемой не более чем в 10% случаев. Т.е., не нужно сразу во всём винить вирусы. Было бы очень легко – поставил антивирус, удалил вирусы и всё в ажуре! Но обычно проблему нужно искать в другом месте.

Самое неприятное — плавающая проблема, когда она появляется внезапно и так же исчезает. Трудно понять получилось ли побороть проблему или она ещё есть, но всплывёт как-нибудь потом. В таких случаях я провожу комплекс мер и жду следующего «пришествия».

Иногда решение оказывается очень неожиданным и неочевидным. Например, у меня на компьютере была сильная загрузка процессора при копировании файлов с жёсткого диска на жёсткий диск, доходило до 40%! Я точно знал, такого быть не должно, менял драйвера контроллера, пробовал различные твики операционной системы, переустанавливал ОС, но ничего не менялось. В итоге оказалось, что нужно было всего-навсего выключить безобидную опцию в БИОСе «AMD C1E Support» и загрузка стала 3-5%. Это функция процессора, которая, вроде бы, никак не относится к дисковой подсистеме, но…

Когда компьютер не включается, сообщением об ошибке является звуковой сигнал спикера. При обращении к специалисту важно сказать как компьютер пищит, чтобы он мог прикинуть что с собой взять.

Не нужно убивать время на мелкую проблему, решение которой не очевидно. Например, появляется окно с ошибкой, но эта ошибка в принципе ни на что не влияет, достаточно лишь нажать «ОК» и работать дальше. Если за пару минут разобраться не получается, то можно не париться. Смысл убивать пару часов своего личного времени, когда можно просто нажать «ОК» и всё?

Конечно, если клиент хочет чтобы всё было «по-белому», тогда другой разговор, а для себя я уже давно не парюсь по этим делам. Например, у меня подглючивает одна программка, которую мне приходится где-то раз в неделю перезапускать (глюк плавающий). У меня на эту операцию уходит 5-10 секунд, или минута в месяц. И я не буду париться по этому поводу, потому что я потрачу минимум час.

Как научиться пользоваться новой программой

Новички не сильно охотно начинают пользоваться новыми программами, потому что они их не знают, не разбираются. Особенно быстро хочется закрыть новую программу, если в ней куча окошек и огромное меню мелким шрифтом! На самом деле надо просто внимательно присмотреться и пробежаться по меню. Обычно, все функции не нужны. Меню дублируется в панели инструментов, поэтому не стоит бояться «такого огромного» количества функций, просто они на экране продублированы и сбивают с толку.

Нередко встречается небольшая программа всего с одной функцией, но в ней несколько меню, каждый пункт которого практически ни за что не отвечает, это нормально 🙂 Раньше бы эта программка состояла из одной кнопки, типа «Открыть файл», а теперь полагается чтобы программа смотрелась «приличней».

Итак, оглянувшись по сторонам, можно позакрывать лишние окошки и вкладки (их всегда можно включить через меню «Вид»), если они сбивают с толку, и начать изучение меню. У всех программ первое меню называется «Файл». Здесь располагаются функции типа «открыть файл», «сохранить файл», «выход» и т.д. Достаточно окинуть беглым взглядом. Далее может идти меню типа «Правка» или «Редактирование», где можно найти функции такие как «копировать», «вставить», «отменить действие» и т. д. Здесь всё так же, как во всех программах. Добавим ещё меню «Окно» и «Справка», и вот половина меню, оказывается, такая же как везде.

Пробежавшись по основному меню новой софтины, становится понятно, что не всё так сложно: как выполнить основные функции, где залезть в настройки, сохранить файл. По названиям, как минимум половины пунктов, можно понять для чего они нужны. Уже можно начинать работать и по ходу дела разбираться. А если что-то не понятно, то можно обратиться к справке, но я люблю сразу обращаться к яндексу или гуглу. Получается и быстрее и понятней. Справка бывает такой тупой что ну её… Но как говорится: если уже НИЧЕГО не помогает, то прочитайте руководство пользователя 🙂

Самые важные функции, которые можно применить здесь и сейчас, должны быть в контекстном меню правой кнопки мыши. Помните об этом, и когда не знаете как сделать то, что вам сейчас надо, просто нажмите правую кнопку и посмотрите, может быть решение уже есть.

Десерт на сегодня: супер-будильник! вот мне бы раньше такой 🙂