Выбираем игровой монитор на весь период карантина от коронавируса

Пока половина мира сидит на карантине в целях недопущения распространения коронавируса, самое время нарастить свои скилы в игрушках! У меня уже есть статья по выбору монитора для работы чтобы не уставали глаза. К игровым мониторам предъявляются несколько иные требования. Для примера возьмём характеристики оптимального игрового монитора по цене/качество с Яндекс Маркета:

характеристики игрового монитора

Это типовые параметры мониторов, представленных на рынке, на их основе мы разберёмся, как не переплатить и получить лучшее соотношение цена/качество. Почитать чем отличается монитор для игр от обычного домашнего, можно в другой статье «как выбрать игровой монитор». Производителям не будет уделяться особенное внимание, т.к. среди всех брендов (Samsung, Philips, ViewSonic, AOC, Iiyama) встречаются успешные модели и не очень, причём ситуация меняется со временем.

Тип и размер экрана

Монитор должен быть широкоформатный, ни о каких «квадратах» с соотношением сторон 4:3 или 5:4 речи быть не может. Если монитор используется не только для игр, то оптимальное соотношение сторон 16:9. Для сугубо игрового экрана лучшим выбором станет Ultrawide соотношение сторон 21:9 или даже 32:9. Последний вариант подойдёт не каждому, нужно ориентироваться по игровым предпочтениям. Для сравнения посмотрите, как выглядят разные мониторы рядом:

Сравнение мониторов с соотношением сторон 16:9, 21:9 и 32:9

Чем шире монитор, тем больше углы обзора игрового пространства. Особенно это полезно для шутеров, типа Counter Strike и World Of Tanks. Для RPG-стратегий лучше ограничиться экраном 16:9.

Нормальный размер экрана для игр 24-27 дюймов. Меньше брать нет смысла, а больше уже на усмотрение игромана, мы же говорим про оптимальные параметры ;). При экране 32 и более дюймов нужно будет подальше отсесть, иначе голова устанет вертеться. Кстати, при таких размерах, лучше если экран имеет изогнутую форму. Такой монитор доставляет большее погружение в игровой процесс. В изогнутом экране нет практического смысла при размере 24” и меньше. Учтите, что для комфортной игры на изогнутом мониторе нужно сидеть прямо по центру. Таким образом, поиграть вдвоём или втроём будет уже не комфортно.

Разрешение экрана оптимально 1920×1080 (Full HD). При таком разрешении картинка достаточно детальная, а с рендерингом справится обывательская видеокарта. UltraHD разрешение 3840×2160 намного детальнее, но потребуется очень мощная видюшка.

Частота кадров 120, 144 или 240 Гц

В обычных мониторах максимальная частота обновления кадров 60 или 75Гц. Это означает, что на любой, даже самой мощной, видеокарте вы не получите больше, чем 60-75 кадров в секунду. Так можно вполне комфортно играть, но для игрового монитора существуют частоты 120, 144 и 240 Гц. Профессиональные игроки предпочитают матрицы с частотой обновления не менее 144Гц. Это нужно для более быстрого реагирования на игровые ситуации. Чтобы понять, есть в этом смысл, просто посмотрите видео сравнения четырёх частот:

Наглядно видно, что при частоте 240Гц движения максимально плавные, но и 144Гц вполне достаточно. Частота горизонтальной развёртки, которая измеряется в килогерцах (на примере 30-180кГц), вообще ни на что не влияет.

Тип матрицы и подсветки

Играют на любых матрицах: TN, MVA, PVA и IPS. Для игр на первое место выходит параметр «Время отклика матрицы». Должно быть не больше 2 миллисекунд, лучше 1мс. Это время, затрачиваемое на смену цвета пикселя из одного серого цвета в другой (Gray-to-Gray). При значении в 4мс максимальная частота изменения цветности пикселя составит: 1/0.004=250. Но в реальности меняются не только серые цвета, а там время отклика гораздо больше. При значении в 10мс получим максимальную частоту 100 кадров/сек.

Раньше для игр подходили мониторы только на матрицах типа TN+film, т.к. они имели время отклика меньше, чем матрицы типов VA и, тем более, IPS. Сейчас есть мониторы на VA и IPS матрицах с временем отклика 1мс. Однако, это значение может не соответствовать действительности, и время смены между белым и чёрным будет больше, чем на TN-матрице, с тем же «официальным» временем отклика в 1мс.

Качество картинки мониторов TN не сильно уступает аналогичным IPS, если вы не профессиональный дизайнер. Важно понимать, что TN цвета просто немного не такие, как будет при печати на принтере, но это не значит, что картинка плохая. Углы обзора по горизонтали реальные 178 градусов, по вертикали хуже, но вы же не будете играть из-под потолка или c пола?

Зато на ТН-ках отсутствует Glow-эффект, как на IPS-матрицах, и цена, кстати, почти такая же. Я не уговариваю на TN-матрицу, просто объясняю, что нечего их бояться, в каждом обзоре столько страху нагоняют, что потом к ним и близко подходить не хочется, но это тема отдельных дискуссий, например на форуме ДНС.

Подсветка не имеет решающего значения, стандартно это WLED (White LED) – это оптимально. Такие параметры как «Шаг точки» и «Максимальное количество цветов» стандартны, и напрямую зависят от размера экрана и его разрешения. А вот яркость смотрите не ниже 300 кд/м², вместо стандартной яркости 250 кд/м² для офисного монитора. Повышенная яркость улучшит пользовательский опыт в тёмных сценах днём и при солнечном свете.

Контрастность особого значения не имеет и, в основном, зависит от типа матрицы. Стандартные значения 1000:1 и 10000000:1 для динамической контрастности. Хотя вообще, эти цифры приблизительные, и при независимых тестах реальные значения сильно «гуляют».

Интерфейсы подключения, синхронизация разрывов

Бывают VGA, DVI, HDMI и Display Port. Выбор зависит сугубо от имеющихся выходов на вашей видеокарте.

Для игр самое большое значение имеет поддержка технологии Free Sync или G-Sync. Это технологии синхронизации разрывов (переменная частота обновления). Чтобы понять для чего это нужно, просто посмотрите на картинку:

Технология синхронизации разрывов должна поддерживаться видеокартой:

  • Видеокарты AMD могут поддерживать только Free Sync и Free Sync 2 HDR
  • Видеокарты NVidia могут поддерживать только G-Sync и G-Sync HDR

Соответственно, мониторы рассчитаны на работу с видеокартами NVidia или AMD (конечно моник будет работать с любой видюхой, но без синхронизации). Обе технологии обеспечивают примерно одинаковый результат синхронизации разрывов, но для работы G-Sync в мониторы устанавливается специальный чип, который удорожает монитор на 150$. По технологии Free Sync функции чипа «ложатся на плечи» видеокарты, от чего немного упадёт ФПС.

Для использования технологии обратите внимание на интерфейс подключения игрового монитора. Free Sync может работать с разъёмами HDMI и Display Port, а иногда даже с VGA и DVI (это зависит от видеокарты и монитора). G-Sync работает только с подключением Display Port.

Какой же монитор лучше выбрать для игр

Итак, оптимальным вариантом по цене качеству получился монитор с такими параметрами:

  • Широкоформатный с размером экрана 27”
  • Разрешение: 1920×1080 пикселей
  • Частота обновления: 144 Гц
  • Время отклика: 1-2 мс
  • Переменная частота обновления: Free Sync
  • Матрица: TN, VA или IPS с LED подсветкой
  • Яркость: 300-400 кд/м²
  • Порты: Display Port, HDMI

Успехов, и не болейте!