Что может быть хуже, чем потерять все свои данные?

Вы когда-нибудь задумывались что будет, если вы вдруг потеряете все свои данные? Всё, что нажито за многие годы: фотографии, семейные видео, собственные труды, документы, накопленную музыку, книги и программы, закладки в конце концов. Меня одна эта мысль повергает в шок!

Особенно если ваша работа или бизнес напрямую связана с компьютером, и все рабочие данные хранятся там, то их утрата может обернуться большими потерями финансов, времени и нервных клеток, которые, кстати, не восстанавливаются.

Со мной такого никогда не произойдёт!

Многие думают, что этого никогда не произойдёт, или он успеет сохранить важную информацию где-нибудь ещё. По моим прикидкам всего несколько процентов людей делают резервную копию своих данных, большинство о таком даже не слышали. Часть знает, но ничего не делает.

Как говорится, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», или «поздно пить Боржоми, когда почки отвалились». Эти выражения как нельзя лучше отражают отношение почти каждого человека к бэкапам (backup – резервное копирование). Пока всё не потеряешь, и не думаешь что такое возможно.

Мне часто задают вопросы, по поводу того как восстановить информацию. И мне очень печально видеть слёзы, особенно когда я понимаю, что тут уже ничего не поделаешь. Ведь я и сам терял почти всё, и это было очень пакостно, мягко говоря. И потом начинаешь задумываться, находишь время, следишь за своими данными.

Как можно всё потерять?

Да как угодно, вариантов целый грузовик и маленькая тележка в придачу! Самый распространённый «способ» — поломка жёсткого диска. Это та самая небольшая коробочка, где хранится вся информация на компьютере. Не какая-то там микросхема, а механическое устройство, самая «ламаемая» часть компьютера. Внутри крутятся магнитные диски и ходит считывающая головка.

По статистике, более 6% HDD ломаются уже в первый год жизни. Я как-то писал как нужно выбирать HDD, но всё-равно они не надёжны. Есть и SSD-диски, которые состоят из флеш-памяти, но пока что они дороги и тоже не безотказные, хоть и более надёжные. Кстати, их надо ещё уметь настроить, чтобы служили дольше.

Помню, как-то на бывшей работе полетел жесткач и меня попросили посмотреть. То, что я выяснил повергло меня в глубокий шок. Вся база данных предприятия, документы и прочая всячина – всё было на одном, недавно купленном диске. И он накрылся.

Я стал узнавать сколько стоит восстановление информации – объявили цену что-то около 300$ и никаких гарантий. Благо, почти всё восстановили, только систему пришлось переустановить. А если бы не восстановили? Да фирме пришёл бы конец. Но если бы заранее позаботились о бэкапе, то проблемы можно было избежать. При не физических проблемах, в принципе можно восстановить данные этим способом, но тут уж как повезёт.

Один раз я потерял большую часть своих файлов вследствие работы вируса. Простой вирус, случайно где-то подобранный, испортил мне пару недель жизни, которые я потратил на восстановление информации по крупицам. Конечно же, всё восстановить не получилось.

Дело в том, что часто мы сами удаляем нужные файлы. Либо это является следствием неопытных или неосторожных действий. А если компьютером пользуется больше одного человека или дети, то стоит как можно быстрее обеспокоиться резервным копированием.

Случайное форматирование диска – очень обидно. При переустановке операционной системы новички по неопытности форматируют диск с потерей всей информации. Или ещё того обидней, когда приглашённый «мастер-специалист» делает это без вопросов и предупреждений. Я предупредил – вы теперь в курсе.

Но бывают «особенные» такие сборки Windows, которые предназначены для установки на новые компьютеры. В процессе инсталляции не задаётся практически никаких вопросов, это удобно, но и диск форматируется автоматически! Учтите это, а лучше не пользуйтесь мега-пупер-зверь сборками.

Один раз я чуть не удалил всю папку с документами, когда хотел почистить систему от мусора с помощью специальной утилиты. Меня насторожило то, что объём найденного мусора был около 17 Гб! Я стал разбираться почему так много и чуть не опупел, когда увидел что программа решила почистить некоторые мои личные папки! А ведь чуть не нажал кнопку «Удалить».

Я уже молчу про различные стихийные бедствия, форс-мажоры, ограбления, перебои с энергоснабжением.

Ну и какие есть варианты?

Раньше было популярно скидывать инфу на CD, а затем на DVD-диски. Хоть они и не на 100% надёжны, но способ дешёвый, понятный и всех устраивал. Но с ростом объёмов информации этот способ отошёл на второй план, да и DVD привод может не прочитать диск. Заменить на флешку тоже не совсем хорошая идея. Flash-накопители не редко ломаются и потерять их довольно просто. Плюс стоят они не дёшево, если объёмы велики.

Можно пользоваться вторым жёстким диском. На серверах используют RAID-массивы. Это когда два диска одинакового размера работают как один диск, т.е. информация пишется на них одинаковая и одновременно. Можно и без RAID-массива, просто вручную копировать информацию с одного диска на другой. Или использовать специальные программы, коих масса.

Но банальные перебои со светом могут вывести из строя компьютер, а за компанию и жёсткий диск. Поэтому вариант с двумя дисками в RAID массиве, или просто так в «ручном» управлении — крайне не надёжный. Годится только на случай естественной смерти одного из дисков. И от порчи инфы вирусами также не спасёт, потому что похерится всё и там, и там. Ещё менее надёжны ноутбуки, т.к. если он не включится, то чтобы добраться до данных придётся разбирать всё с возможной потерей гарантии.

Вариант с внешним жёстким диском более предпочтительный. У меня специально есть USB-диск на 500Гб, чего вполне достаточно для бэкапа. Иногда я его подключаю и обновляю на нём инфу. Весь процесс может занять пол дня, ну в смысле пока всё не скопируется. Хоть внешний диск также не вечный, но способ всё-равно довольно надёжный, т.к. вероятность одновременного выхода из строя основного и резервного диска, который лежит в тумбочке, — крайне низкая. Проблема одна – я редко это делаю, лень, блин…

Внешний винт я совмещаю с копированием информации в облачные хранилища. Это специальные сервисы в интернете, которые позволяют размещать на их серверах свои файлы. Самые известные: Яндекс.Диск, Google Диск, Облако Mail.ru, DropBox и другие. У каждого сервиса свои условия использования. В основном отличаются максимально доступным объёмом, скоростью закачки/скачки и удобством пользования.

Бесплатные тарифы, как правило, предполагают не большой объём облака, в районе 1-15Гб, а это очень мало. И нет гарантий что файлы никуда не денутся. Например, были случаи когда Гугл-диск удалял музыку и фильмы за нарушение авторских прав или чего-то там ещё. Возможна блокировка всего аккаунта. В общем надо постоянно следить. Платные облака более надёжные.

PS: не хочу, чтобы вы попали в похожую ситуацию