Плюсы и минусы облачного гейминга

В последнее время в игровой индустрии набирает новое явление – облачный гейминг. Штука очень интересная, т.к. позволяет играть в крутые игры на слабом компьютере, но обо всём по-порядку.

Что такое облачный гейминг

До появления облачного гейминга, играть можно было на компьютере или на консоли (игровой приставке). Основная проблема в том, что для современных игр с качественной графикой нужен мощный игровой компьютер, в котором одна только видеокарта стоит как средняя зарплата и выше. В среднем, стоимость игрового компьютера составляет от 1000$, игровой ноутбук стоит также, просто графика там чуть похуже. Ну не может ноутбук вместить в себя такую же мощность, как системный блок!

Облачный гейминг работает следующим образом:

  • Игра на высоких настройках графики запускается на удалённом сервере с крутой видеокартой
  • На компьютере с устанавливается программа клиент для Windows, Mac, или вовсе используется браузер
  • Сервер производит рендеринг картинки и отправляет в видео-формате на компьютер
  • Сигналы от клавиатуры, мышки или геймпада передаются на сервер

Картинка ниже отображает принцип работы:

Как работает платформа облачного гейминга

По сути, вы на своём компьютере смотрите видео игры, которой управляете. Следовательно, нужен такой компьютер, который в состоянии принять и распаковать FullHD/4K видео в кодеке h264-h265 в режиме реального времени. Для этого не нужен «игровой зверь», но и старый Pentium 4 тоже не подойдёт. А вот на офисном буке с процессором на 2GHz и интегрированной видеокартой вы вполне можете поиграть в самую последнюю игрушку на максималках без тормозов! Круто?

Плюсы облачного гейминга

Самый очевидный плюс – это отсутствие необходимости в покупке и, что немаловажно, обновлении игрового компьютера. Вы просто платите за использование облачного сервиса и можете играть хоть на домашнем компьютере, хоть на офисном ноутбуке, и даже со смартфона на Android, планшета или приставки для телевизора. Подписка стоит около 10$ в месяц, что явно выгоднее, чем владение компьютером.

Второй плюс в том, что вы можете играть на более высоких настройках графики, чем дома. Это при условии, что средний игровой компьютер не тянет новинки на максимальных настройках с комфортным 30-60 FPS.

Вам не нужно устанавливать и хранить все игры на компьютере. Это занимает время, дисковое пространство, а иногда нервы, если появляются какие-то ошибки при установке и запуске. Вы также можете сохраняться и копировать сохранения. Можно начать играть дома, а продолжить на даче.

Вам не нужно платить за электричество, потребляемое компьютером. На первый взгляд кажется смешным, но за год набегает вполне ощутимая сумма. Особенно это касается западных стран, где тарифы повыше, чем у нас.

Минусы облачного гейминга

Если бы всё было так идеально, то все бы кинулись играть в облаках, а Авито был бы переполнен предложениями о продаже видеокарт, как это было на волне спада интереса к майнингу криптовалют.

Цена

Первый минус – это цена за пользование сервисом. Цена подписки варьируется от срока покупки, сразу на год конечно же дешевле. Помесячная оплата на сегодня составляет около 900-2000 рублей в месяц. Есть также сервисы с почасовой оплатой, с ночными тарифами, всё включено и т.д. Только выбирай, что больше тебе подходит.

А теперь самое интересное: оплата сервиса включает в себя только аренду сервера, игры вы должны покупать дополнительно! Ага 🙂

Здесь нельзя установить пиратку с торрента, только лицензионные игры. Вы можете подключить свой аккаунт Steam, Epic Games Store, Origin, Uplay и др. Все приобретённые игры будут вам доступны для облачного гейминга. Кроме сервиса Google Stadia, здесь придётся покупать второй раз, благо этим сервисом пока не пользуются, сырая бета.

В настоящее время популярны облачные игровые сервисы: GFN.ru (российский NVidia GeForce Now), Playkey, Playstation Now, Loudplay, Vortex и др. Условия везде разные. Есть и бесплатные возможности поиграть, например, в GFN.ru, но с ограничениями. Есть бесплатные игры, но это не новинки, и обычно их и так тянет средний компьютер.

Скорость интернета и пинг

Второй минус – необходимость в быстром интернет-соединении. Весь комфорт игрового процесса зависит от скорости вашего интернета и пинга. Минимальная скорость 10Мбит/с, рекомендуемая от 30 и выше. Параметр пинга определяет задержку передачи данных. Например, задержка в 100ms означает, что между нажатием на клавиатуре и реакцией в игре пройдёт минимум 0,1 секунды. Это большая задержка, для нормальной играбельности нужно 30-70ms.

Проблема пинга одна из самых горячих тем в сообществе облачных геймеров, но она имеет значение больше для командных 3D-шутеров, типа CS:GO, где важна максимальная скорость реакции. Преимущество в несколько миллисекунд имеет значение.

Для игр-платформеров, стратегий, RPG, шутеров и симуляторов без соревнований будет достаточно пинга даже 50ms. Не стоит рассчитывать, что подходит результат пинга, который показывает вам Speedtest. Сервис тестирует скорость интернета от вас и до ближайшего сервера. На самом деле, поток данных до облака проходит путь через множество маршрутизаторов, а итоговая задержка складывается, скорость уменьшается.

Важна фактическая скорость обмена и пинг от компьютера до облачного сервера. В программах-клиентах такой тест уже встроен.

анализ системы GFN

Всё же, такой проблемы нет в больших городах, но чем дальше клиент от сервера и от города, тем хуже пинг. Заметьте, что скорость скачивания файлов может быть хорошей при большом пинге!

Чтобы поиграть в облаке рекомендуется подключать компьютер кабелем, а не через Wi-Fi, так задержки меньше. Либо использовать 5GHz-роутер, вместо 2.4GHz, т.к. старая частота сильно зашумлена. Также рекомендуется использовать проводные клавиатуру, мышку и джойстик, т.к. их беспроводной канал передачи данных также вносит определённую задержку в «общую копилку».

Конечно, чтобы поиграться здесь нужно подключить высокоскоростной интернет и оплачивать его, если раньше вы им не пользовались. В день в среднем расходуется около 50-100GB данных. При интенсивных игровых буднях провайдеры, даже с безлимитным трафиком, будут не рады, и начнут урезать скорость. Открою секрет, у безлимита тоже есть лимит :).

Мобильный интернет 4G не подойдёт, скорее всего, надо тестировать в конкретном случае. А вот 5G обещает привнести свежий ветерок счастья облачным геймерам.

Качество изображения

Как бы ни казалось, что счастье совсем рядом, но качество картинки при облачном гейминге будет хуже, чем на игровом компьютере. Это связано с кодированием видеоигры кодеком с потерей качества. Кодирование несколько замыливает изображение, из-за чего может показаться что разрешение экрана не такое высокое, как выбрано. В моменты проседания скорости интернета картинка может рассыпаться на квадратики.

Зато доступны игры, поддерживающие технологию трассировки лучей (RTX). Благодаря RTX очень реалистично воспроизводится свет и тени. Видеокарты с RTX пока что дорогие, ну а в облаке всё уже есть.

Очереди

Мощности облачных сервисов пока что не очень высоки, технология только развивается. Ввиду этого не всем хватает места на сервере, так происходит практически везде. Очередь не на конкретную игру, а в целом на сервис. В часы пик, по вечерам и на выходных, система сообщает что вы 499 в очереди, и нужно подождать пока освободится место. Особенно велики очереди на бесплатных тарифах.

очередь поиграть

Ожидание может занять 1-60 минут. При обрыве связи или ошибке авторизации придётся ждать сначала. Вероятно, по мере развития сервисов, очереди будут уменьшатся. Данный фактор очень многих толкает к покупке своего компьютера.

Выбор игр

Как можно догадаться, в облаке нет всех игр. Вы можете играть в игры, которые доступны в ваших игровых аккаунтах, но нельзя самому установить игру или накатить мод. Из всех игр того же Стима, доступны все, но есть игры, которые протестированы, и в них вы точно можете играть, а есть непротестированные — в них тоже можно играть, но без гарантий безглючности.

Очевидно, что на компьютере вы можете играть в любые игры, и не всегда будете приобретать лицензию. В облаке нет старых добрых игр, однако, они работают даже на слабых и средних компьютерах на встроенном графическом адаптере.

Будущее Cloud Gaming

В сети ходят разговоры, что все эти минусы погубят облачные игры. Я считаю, что это технология будущего, а игровые компьютеры останутся только у энтузиастов и компьютерных спортсменов. И вот почему.

По мере развития технологий, цены на облачные игровые сервисы упадёт до приемлемых цифр. Если вспомнить, то в начале всё стоило очень дорого:

  • Первый интернет был дорогой, мы оплачивали медленный трафик, а теперь это недорогой высокоскоростной безлимит
  • Мобильная связь была дорогой, мы платили даже за факт соединения с абонентом
  • Облачное хранение данных стоило дорого за 1ГБ, теперь столько же стоит 1ТБ и т.д.

Геймеры скажут, что играть можно только на компьютере или на консоли. Но лет 10 назад трудно было представить, что на смартфонах можно будет играть в игры, как тогда на мощных компьютерах.

Всё переходит в облака, концепция «тонкого клиента» стала трендом. Это когда не нужен производительный компьютер с большим диском для работы, да даже софт не нужен. Достаточно одного браузера с доступом в интернет. Вы открываете онлайн-сервис, там все инструменты, функционал, файлы данных и т.д. Это позволяет отвязаться от одного девайса и работать откуда угодно.

Да, игровые компьютеры никуда не исчезнут. Мощные процессоры и большие диски по-прежнему всегда будут нужны для энтузиастов и специалистов, которые на этом зарабатывают.

По материалам https://cubiq.ru/oblachnyj-gejming-budushhee-igrovoj-industrii/